Расстройства пищевого поведения

Пищевая зависимость —  болезнь современного мира потребления, проявляется чрезмерной озабоченностью едой, неукротимым стремлением съесть как можно больше вкусного, жирного, сладкого и калорийного, а также  изучением многочисленных способов приготовления пиши. Переедание носит импульсивный или навязчивый характер, чередуется с диетами, ограничением в еде или после приступа обжорства сопровождается самопроизвольной рвотой, либо поедание пищи происходит до мучительных болей в животе, когда его распирает и возникает ощущение, что он вот-вот лопнет. Невольные пищеголики ищут все, что можно съесть, а другие жизненные интересы блекнут и обесцениваются. Их пища символизируется: мясо – источник силы и долголетия, кофе и алкоголь – вседозволенности; сладости – награда и радость. Многие испытывают постоянный повышенный аппетит, либо приступообразные позывы к перееданию. Днем, ночью или круглосуточно они стараются находиться поближе к холодильнику,  опустошая его запасы. Известное выражение «я заедаю тревогу» относится к людям подобного склада личности. Психологические причины пищевой зависимости кроются в дефектах воспитания, когда вместо любви родители дают ребенку слишком много еды, считая ее своеобразным эквивалентом заботы,  формируя привычку к неконтролируемому поглощению съестного, частым хлебосольным застольям с символическим желанием поглощать, обладать, увеличивая свою массивность и солидность, скрывая колоссальную неуверенность в себе.

Последние десятилетия в развитых странах нарушение питания довольно распространено и находится на континууме от анорексии до ожирения.

Нервная анорексия – символ молодого поколения. Чаше распространена у девушек-подростков, боящихся растолстеть. Аппетит сначала сохранен, но постепенно исчезает. Мода глянцевых журналов на худобу вплоть до истощения и современные дизайнерские модели ориентированы на очень худых и стройных. Девушка начинает абсолютно сознательно отказываться от пищи и голодает. На поздних стадиях исчезает аппетит, вследствие постоянно вызываемой рвоты после срывов и съеденной пищи. Постепенно наблюдается нарушение менструального цикла, понижается давление и температура. Психологически важна убежденность в чрезмерной полноте. Нередко девушки скрывают отказ от еды, избегают принимать пищу среди других людей. Обычно интеллект девушек выше среднего – они очень настойчивы и принципиальны, замкнуты, малообщительны, требовательны к себе, совестливы, стремятся достигнуть наивысшего результата. При второй форме анорексии пациентки дают периодические «срывы» и наедаются по ночам, вызывая рвоту. Психодинамически данное расстройство связано с реакцией незрелой личности на вызовы социума и сексуальности, это демонстративный протест против авторитетов и стремление следовать веянию мод.

Булимия чаще встречается у демонстративных личностей и характеризуется частым перееданием чаще в вечерние и ночные часы с последующей искусственно вызванной рвотой для предотвращения повышения массы тела. Сохраняется осознание болезни, пациенты испытывают недовольство собой, мечтают сохранить прежний вес или даже снизить его, но не в силах совладать с навязчивым стремлением к перееданию. Часто они гневливы и агрессивны, склонны к саморазрушающему поведению и неразборчивым социальным контактам. Болезнь всегда связана с внутрисемейной ситуацией и является реакцией самого слабого члена семьи на накопившиеся конфликты. Срабатывает декомпенсация слабого звена, и ребенок берет на себя симптом, привлекая внимание родителей к актуальной проблеме. Происходит борьба за свою независимость от матери, одновременно пища заполняет пустое пространство – скуку и пустоту. Каждый булимический приступ приносит чувство неполноценности и ненависти к себе с потребностью в самонаказании.

Для лечения расстройств пищевого поведения прежде всего необходимо разобраться с комплексом накопившихся внутриличностных проблем –  показана личностная реконструктивная психотерапия и жесткая система контроля над питанием. Необходимо убедить пациентку начать питаться, а для этого придется  придумать новую систему ценностей, создать мотивацию, усилить независимость и автономность ее от родителей.

 Немаловажна работа с ближайшими родственниками — лучше снизить их влияние на ребенка, на какое то время оставить ее в покое или постепенно снижать контроль. Пациентку необходимо учить независимости и самой справляться с возникающими трудностями более адекватными способами, удовлетворять потребности в общении и получении информации, корректировать ошибочные схемы мышления и позитивным образом переформулировать запросы.  В тяжелых случаях пациенток госпитализируют в стационар, так как данное состояние опасно для жизни. В стационаре проводят заместительную терапию питательными растворами, а в легких случаях возможно «домашнее», но интенсивное лечение. 

Лечение может считаться успешным лишь тогда, когда у пациентки вырабатывается адаптивная система ценностей, способность контролировать себя, и выработка полезных копинг-стратегий – механизмов совладания с трудностями.

В ходе психотерапии полезно вести личный дневник с записью всех мыслей и режима дня с количеством потребляемых калорий. Необходим тренинг установления контакта с собственным телом, научиться принимать себя полностью, полюбить свое тело и смотреть на него без прикрас. Особенно трудна работа с родителями, которые часто некритичны к заболеванию ребенка, склонны к сокрытию правдивой информации и симптоматики их чада и тем более к полному сокрытию психосексуальной основы заболевания. При лечении нервной булимии достичь контакта легче и пациент лучше идет на сотрудничество, чем при нервной анорексии, так как более осознанно относится к мотивации контроля за своим поведением.

© ИП Вилков Алексей Сергеевич, 2012-2023 Все права защищены 18+